Соответствующие нормы содержатся в разработанных Минприроды России поправках в закон «О гидрометеорологической службе», направленных главой ведомства Сергеем Донским в Правительство Российской Федерации. В сопроводительном письме к законопроекту, в частности, отмечается, что его принятие позволит регламентировать правоотношения в сфере гидрометеорологии, которые до настоящего времени регулировались устаревшим законом, принятым еще в 1998 году. «Поправки в закон позволят уточнить предмет государственного надзора в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, регламентировать порядок проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы и явления и регламентировать порядок утверждения перечня технологий, допустимых при осуществлении этих работ», — отмечается в письме С.Донского. Положения законопроекта позволят актуализировать ведомственную нормативную базу в сфере гидрометеорологии и смежных областях, которая в настоящее время состоит из порядка 1500 руководящих документов, включающих в себя акты Росгидромета, а также министерств и ведомств СССР. Поправки в законодательство позволят определить перечень и критерии опасных природных явлений с учетом особенностей регионов России, расположенных в различных географических и климатических условиях. Законопроектом предусматривается установление правового института гидрометеорологической экспертизы и определение ее предмета, отличного от предмета градостроительной экспертизы. Предметом экспертизы станет оценка соответствия проектной документации типичным для данного района гидрометеорологическим и климатическим условиям, в котором осуществляется или намечается хозяйственная и иная деятельность. Данные меры позволят минимизировать характерные для территорий Российской Федерации риски опасных гидрометеорологических явлений (штормы, ураганы, наводнения, снегопады, снежные лавины, сели и др.) при реализации крупных инфраструктурных проектов. В настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно регистрируются более 400 опасных природных явлений, приносящих значительный ущерб населению и экономике страны. Среднегодовой ущерб от опасных природных явлений составляет более 60 млрд. рублей. В законопроекте также актуализируется понятие подвижного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды, с учетом использования гидрометеорологической службой данных наблюдений, полученных с использованием оборудования различного базирования (воздушного, морского и т.д.). Кроме того, законопроектом закрепляется необходимая правовая база осуществляемых Росгидрометом морских научных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике; мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с использованием твердотопливных метеорологических ракет для зондирования атмосферы; метеорологического обслуживания полетов гражданской и экспериментальной авиации путем предоставления соответствующей специализированной информации. В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в сфере метеорологического обеспечения гражданской и экспериментальной авиации проект закона предполагает определение Росгидромета полномочным метеорологическим органом России.Соответствующие нормы содержатся в разработанных Минприроды России поправках в закон «О гидрометеорологической службе», направленных главой ведомства Сергеем Донским в Правительство Российской Федерации. В сопроводительном письме к законопроекту, в частности, отмечается, что его принятие позволит регламентировать правоотношения в сфере гидрометеорологии, которые до настоящего времени регулировались устаревшим законом, принятым еще в 1998 году. «Поправки в закон позволят уточнить предмет государственного надзора в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, регламентировать порядок проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы и явления и регламентировать порядок утверждения перечня технологий, допустимых при осуществлении этих работ», — отмечается в письме С.Донского. Положения законопроекта позволят актуализировать ведомственную нормативную базу в сфере гидрометеорологии и смежных областях, которая в настоящее время состоит из порядка 1500 руководящих документов, включающих в себя акты Росгидромета, а также министерств и ведомств СССР. Поправки в законодательство позволят определить перечень и критерии опасных природных явлений с учетом особенностей регионов России, расположенных в различных географических и климатических условиях. Законопроектом предусматривается установление правового института гидрометеорологической экспертизы и определение ее предмета, отличного от предмета градостроительной экспертизы. Предметом экспертизы станет оценка соответствия проектной документации типичным для данного района гидрометеорологическим и климатическим условиям, в котором осуществляется или намечается хозяйственная и иная деятельность. Данные меры позволят минимизировать характерные для территорий Российской Федерации риски опасных гидрометеорологических явлений (штормы, ураганы, наводнения, снегопады, снежные лавины, сели и др.) при реализации крупных инфраструктурных проектов. В настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно регистрируются более 400 опасных природных явлений, приносящих значительный ущерб населению и экономике страны. Среднегодовой ущерб от опасных природных явлений составляет более 60 млрд. рублей. В законопроекте также актуализируется понятие подвижного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды, с учетом использования гидрометеорологической службой данных наблюдений, полученных с использованием оборудования различного базирования (воздушного, морского и т.д.). Кроме того, законопроектом закрепляется необходимая правовая база осуществляемых Росгидрометом морских научных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике; мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с использованием твердотопливных метеорологических ракет для зондирования атмосферы; метеорологического обслуживания полетов гражданской и экспериментальной авиации путем предоставления соответствующей специализированной информации. В целях обеспечения н
1191
ациональных интересов Российской Федерации в сфере метеорологического обеспечения гражданской и экспериментальной авиации проект закона предполагает определение Росгидромета полномочным метеорологическим органом России.